ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ

помещается в каноне Нового Завета после Мк. и состоит из 24 глав. Автор говорит о себе и своих намерениях, хотя и не называет себя по имени. Евангелие обращено к некоему Феофилу, которого евангелист наставляет в вере.

Авторство и дата. Единодушное предание христианской древности приписывает 3-е Евангелие врачу Луке, сподвижнику ап. Павла. Несомненно, тем же автором составлены и Деяния, в которых писатель говорит от первого лица, как участник некоторых путешествий Павла (см. ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ). Антимаркионский пролог называет его уроженцем Антиохии. Об авторстве Луки свидетельствуют Мураториев канон, свт. Ириней Лионский («Против ересей», III, 1,1), Тертуллиан («Против Маркиона», IV, 2), Климент Александрийский («Строматы», V, 12), Ориген (Евсевий, «Церковная история», VI, 25), Евсевий (там же,III, 4, 25) и бл. Иероним («О знаменитых мужах»,VII). По этим свидетельствам, Лука писал свое Евангелие в Греции. В то же время известны его тесные контакты с представителями палестинских общин (в т. ч. с Филиппом в Кесарии; см. Деян. 21:8) и с антиохийскими христианами. Характер 3-го Евангелия вполне гармонирует со всеми указанными сведениями. Двойственность его стиля иная, нежели двойственность Мф. и Мк. С одной стороны, Лука — истый «эллин». «Лучше всех евангелистов, лучше Иосифа Флавия пишет он по-гречески; любит красноречие: посвящение Феофилу — совершенный греческий период, образец словесного искусства древних» (Мережковский *). Лука, несомненно, ориентирован на эллинского читателя. Человек, которому посвящено Евангелие, назван «достопочтенным», что указывает на высший класс греко-римского общества. Характерно, что Христос у Лк. чаще, чем у других синоптиков, называется Кириос, «Господь», как было принято в языко-христианских церквах ап. Павла. С другой стороны; во многих разделах 3-го Евангелия присутствуют семитизмы, в них ощущается библейский колорит (в частности, в прологе). Это объясняется особенностями работы св. Луки. Не будучи прямым свидетелем евангельских событий, он собрал предания «очевидцев и служителей Слова». Он сам пишет, что «тщательно исследовал» повествования о Христе, составленные до него многими (1:1—3). Мнение свт. Епифания *, что Лука входил в число 70-ти апостолов, по словам Н. Розанова, «не может быть признано заслуживающим доверия, ввиду ясного заявления самого Луки, который не включает себя в число свидетелей жизни Христа».

Если Мф. был написан для сирийских христиан-евреев, Мк. — для Римской церкви, Ин. — для Эфесской, то Лука писал для христиан Ахайи (Глубоковский). Его Евангелие было составлено прежде Деяний (Деян. 1:1), а книга об апостолах не могла появиться раньше 63 г. Климент Римский уже цитирует Лк. 13:24, и, следовательно, дата написания Лк. может быть помещена между 60-ми и 90-ми гг., скорее всего около 70 г. По-видимому, среди источников Лк. были, кроме Мк. (ср., например, Лк. 6:1—4 и Мк. 2:23—26) и Матфеевых Логий, какие-то другие тексты и предания. Некоторые темы могли прийти к нему от Самой Девы Марии. Различия в рассказах о Рождестве у Л к. и Мф. объясняются тем, что Лука писал независимо от греческого Мф. Существует предположение, что его Евангелие писалось в два приема и первоначально открывалось 3-й главой.

Композиция лк. в целом сходна с композицией Мф. и Мк., за исключением пролога. Евангелие делится на 5 неравных по объему частей: вступление (1:1—4); пролог о рождении Крестителя и Рождестве Христовом (1:5 — 2:52); служение Господа в Галилее (3:1 — 9:50); путь в Иерусалим (9:51 — 19:27); последние дни, Страсти, Воскресение и Вознесение (19:28 - 24:53). «Лука некоторые содержащиеся в первых двух Евангелиях рассказы очень сокращает, приводя зато немало таких рассказов, каких вовсе не имеется в трех Евангелиях. Наконец, и те рассказы, какие в его Евангелии представляют собой воспроизведение того, что имеется в первых двух, он группирует и видоизменяет по-своему» (Н. Розанов).

Богословие Лк. Хотя св. Ириней Лионский полагал, что Лука изложил «Евангелие Павла», это не значит, что его богословие точно отображает специфику учения «апостола народов». Как было отмечено И.Вейссом, Н. Розановым, Кульманом *, Леон-Дюфуром и Концельманом *, Лука — самостоятельный и оригинальный богослов, внесший в свой боговдохновенный труд характерные для него темы и концепции. С ап. Павлом его роднит ярко выраженный универсализм. Христос именуется у Л к. «Светом к просвещению язычников» (2:32); земное родословие Его доведено не до Авраама, как у Мф., а до праотца человеческого рода (3:38); с симпатией говорится и о самарянах.

3-е Евангелие сотериологично по своей центральной тональности. «Спасение — страданием от страданий — понимается в Лк. как дело Божественной любви» (еп. Кассиан). Евангелист постоянно обращает внимание на любовь и милосердие Господа: Он — Спаситель и Целитель страждущих. Его приход приносит мир и радость. «Эта радость наводняет Евангелие Луки» (Леон-Дюфур). Св. писатель часто говорит об уповании и молитве, приводит славословия Девы Марии, Захарии, ангелов, старца Симеона и пророчицы Анны. Отблеск Пятидесятницы лежит на всем 3-ем Евангелии, которое чаще других говорит о действии Святого Духа.

Близкое к учению Павла, 3-е Евангелие одновременно проникнуто и духом общины св. Иакова: в частности, высоко ставит нестяжание и бедность, осуждая богатство (например, 12:15—21). Таким образом, Лука сохраняет изначальное Предание (еще не знавшее дифференциации течений), осмысляя его и толкуя. Его богословию присущи элементы деэсхатологизации. Срок наступления полноты Царства отодвинут в неопределенное будущее. Слова Христа в Деян. 1:6—8 прямо направлены против тех, кто нетерпеливо вычислял «времена и сроки». Царство Божие рассматривается у Лк. как реальность, которая неприметным образом уже вошла в мир с явлением Христа (17:20-21; СМ. ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ, ОСУЩЕСТВЛЕННАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ).

  

 

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz